Павел Петренко в последнее время гремит разоблачениями. Внимание фармацевтов и врачей на днях привлекли заголовки в СМИ: оказывается, нардеп Петренко раскрыл заговор Минздрава Украины по завышению цен на закупаемые государством лекарства на 20 миллионов гривен.
Открытие Петренко должно серьезно подорвать нашу веру не только в Минздрав Украины, но и в фармацевтику вообще. Ведь украсть у государства 2-3 миллиона гривен на закупке лекарств можно только с помощью дистрибьюторов — поставщиков препаратов. Те, в свою очередь, берут цены не из головы: по законам Украины, они могут увеличить цену на закупаемые государством препараты не более, чем на 10% от цены производителя. Схема, открытая Петренко, могла быть только следующей: коррумпированные чиновники Минздрава нашли путь в штаб-квартиры 5 транснациональных фармкомпаний и договорились с каждой из них об откате примерно в 200-250 тысяч долларов (половина от распиленной, по мнению господина Петренко, суммы). Попутно часть распиленного «отстегнули» дистрибьюторам. Примерно так, по мнению депутата, все и было.
Убойные, на первый взгляд, цифры в действительности вызывают ряд вопросов. Депутат явно полагает, что во всем мире есть фиксированные цены на лекарства, и лишь в одной Украине чиновники и фармацевтические компании пошли на беспрецедентный по наглости шаг и решили завысить цены вдвое и втрое против рыночного уровня. Более того: украинские коррупционеры, по мнению депутата Петренко, настолько простоваты, что готовы подтвердить факты собственных злоупотреблений (как пишет Петренко, представленную им «информацию подтвердило ГП «Государственный экспертный центр министерства здравоохранения Украины» — предприятие, полностью подконтрольное Минздраву). Итак, прав ли депутат?
В других странах — то же самое. Более того: некоторые европейские государства считают, что несправедливо низкая цена на лекарства назначена... для Украины. В 2011 году Минздраву Украины удалось сбить цену на передовой (на тот момент) препарат для лечения ВИЧ/СПИД — «Алувиа» производства американской фармкомпании Abbott. В результате, вслед за Украиной, аналогичного снижения добились пациентские организации больных СПИД и другие государства. А вот Германия... подала в суд на производителя, обвиняя его в несправедливо высокой цене для немцев. Правда, иск ни к чему не привел.

Передергивание фактов — не самое плохое в докладе Петренко. К сожалению, порой депутат настолько увлекается разоблачениями, что и вовсе берет цифры с потолка. Петренко утверждает, что препарат «Куросурф» (производитель — Nycomed, с 12 марта 2013 года — Takeda) Украиной закуплен по 5019 гривен за единицу, а в России стоит 4743 гривны. Как нам удалось выяснить, в действительности закупочная цена препарата для России составляет 5612 гривен.

Но самый курьезный пример из списка «разоблаченных» — препарат «Церезим» производства компании Genzyme. Цена на него в Украине — 16 610 грн, а в качестве базы сравнения депутат снова приводит в пример Болгарию. Цена в Болгарии — 13 940 грн. При этом, допустим, в России «Церезим» закупается по 18 631,5 грн за единицу. Украина в середине ценовой линейки. Но соль не в этом. Компания Genzyme, которая, по мнению Петренко, на пару с Минздравом Украины погрязла в коррупции, ежегодно оказывает Украине безвозмездную гуманитарную помощь на 20 миллионов гривен. Получается, что одной рукой компания вытягивает из нашего кармана 1,5 миллиона гривен, а другой — жертвует 20?

Факты однозначны: обвинения Павла Петренко построены на очень зыбком фундаменте непрофессионализма и непонимания того, как работает фармацевтика. Но неужели наша система здравоохранения так непогрешима, и обвинить ее не в чем? Не секрет, что настоящую, а не выдуманную коррупцию в украинской медицине долго искать не надо. Достаточно зайти в любую больницу и разуть глаза — как тут же станет ясно, что врачи живут не на зарплату в 1500 гривен, и что есть система поборов, взяток и вертикальной коррупции. Но депутат Петренко, подобно герою анекдота, ищет кошелек не в канаве, где его потерял, а под фонарем — потому что там светлее, и искать легче.

Однако тому, что депутат предпочитает бороться с выдуманной коррупцией и игнорирует реальную, есть свое объяснение.

«Дыривская комиссия»: сумбур вместо расследований

Зачем депутату Петренко выдавать подобные «обвинения» за компромат? Пусть депутат считает украинских читателей недалекими и неспособными ни в чем разобраться, мы его примеру следовать не будем. Напротив: если предположить, что Петренко — хитрый и расчетливый политик, который знает, что делает, картина становится более логичной.

Комиссия Верховной Рады, призванная расследовать «преступления Минздрава Украины», в которую входит депутат Петренко, наименее результативна из действующих на сегодня 3 аналогичных следственных комиссий. За все время ее существования она заседала всего 4 раза. Никаких вменяемых результатов нардепам за время 4 «сидений» получить не удалось. Откуда такая пассивность?

Комиссия приступила к работе в середине мая 2013 года. Максимальный срок ее работы — полгода. Последнее заседание — 19 сентября. Уже к 15 ноября надо предоставить какие-то вменяемые результаты в виде отчета. Отчет комиссии должен содержать структурированную и убойную критику Минздрава, чтобы в итоге сделать его лучше. Вместо этого в отчет включают сомнительные «разоблачения Петренко», которые заведомо не выдержат критического разбора. Сами понимая смехотворность своего положения, депутаты из комиссии пытаются выехать на скандале и грозятся включить в отчет тот факт, что представители Минздрава могут проигнорировать последнее заседание комиссии. Похоже, это «страшное» обвинение станет самым сильным в отчете. Кому он выгоден, такой отчет?

Третий вопрос: почему комиссию возглавляет не врач? Ее глава — Анатолий Борисович Дырив, тоже «батькивщиновец», родом из Ивано-Франковской области, не имеет к медицине никакого отношения. Как признается сам Дырив в кулуарах Рады, он поставлен руководить комиссией благодаря «высоким моральным качествам».

Но репутация — не документ. К отчету ее не пришьешь. Тем более, что в той же Ивано-Франковской области есть немало недоброжелателей, готовых существенно попортить «незапятнанный моральный авторитет» Дырива. Не будем опускаться до пересказа слухов, но земляки народного избранника готовы выложить достаточно нелицеприятных фактов. Предположим, это произойдет — и дело не ограничится слухами, всплывут некие документальные свидетельства. Что потом — и без того сомнительные результаты деятельности комиссии приобретут совсем смешную и скандальную окраску?

Есть и ряд других вопросов. Все они сводятся к одному: кто создал Временную следственную комиссию по Минздраву изначально слабенькой, малоавторитетной и нерезультативной, перемешав врачей с юристами, а оппозиционеров — с представителями партии власти? Кому выгодно, чтобы депутаты, вместо реальной борьбы с коррупцией, занимались очковтирательством и имитацией работы?

Ответ может быть только один: это выгодно настоящим коррупционерам, которые стоят у истоков создания «дыривской» временной следственной комиссии.

полный текст тут - http://fraza.ua/analitics/11.09.13/1..._vengrija.html